Апатия

Апатия — состояние бесстрастности и невозмутимости в философии стоиков и скептиков в современном мире воспринимается скорее как безразличие к происходящему вокруг, отрешенное отношение к жизни. Отрешенное отношение к собственной жизни, особенно в случаях, когда жизнь эта внешне выглядит на зависть благополучной. У пациента может быть дружная и крепкая семья, высокое социальное положение и всеобщее признание коллег, приносящая большую прибыль престижная работа. У пациента может не быть тесных межличностных отношений, постоянной увлекающей его деятельности и социальной устроенности.

И в одном и в другом случае, как ни странно, у пациентов может возникнуть или не возникнуть чувства равнодушия к собственным успехам и неудачам, их могут перестать радовать приносящие обыкновенно большое удовольствие повседневные дела, шумные радостные события, даже общение с близкими и друзьями. Пациент не может сам себе ответить на вопрос в чем причина таких изменений своего эмоционального состояния, все больше погружаясь в состояние „небытия“, вместе с чувством апатии приходит ощущение собственного „отсутствия“ в мире. Невозможность нахождения объективных причин апатии может ввергнуть пациента в состояние безысходности и даже привести к отчаянию, невыносимости собственной жизни. Пациент перестает желать, мечтать, строить планы на будущее, так как будущее не предвещает пациенту никаких изменений.

Причины апатии могут скрываться как в объективной реальности бытия пациента, так и в субъективном устройстве его психической жизни, а значит выяснить её причины можно только дав пациенту возможность поразмышлять над вопросами собственного бытия, проанализировать актуальные и замаскированные под маской безразличия травмирующие события прошлого и настоящего, то есть дав ему возможность поговорить о себе.

Приходя на анализ, пациент с помощью аналитика обращается к самому себе в надежде получить ответ на вопрос о том, что в его бытие пошло не так, в какой момент произошли эти изменения и с чем они связаны. Порой сам пациент не может обозначить происходящее как изменения, утверждая, что чувство апатии пронизывает всю его жизнь и является неизменным компонентом его самоощущения и как будто бы не вызывает тягостных ощущений. Скорее помогает защититься от возможных причиняющих душевные страданий эмоций, подобно стоикам, проповедующим отказ от жизненных страстей. Однако большой вопрос насколько счастливы в погоне за своим спокойствием были приверженцы этой философии.

Добавить комментарий