Депрессией в настоящее время называют такое психическое состояние человека, которое сопровождается длительным снижением настроения, грустью. И даже когда пытаются эту депрессию классифицировать, то говорят, например, о тяжёлой или лёгкой форме депрессии, длительной или „маскированной“, т.е. обычно в этой попытке уточнения опираются просто на степень выраженности пониженного настроения, а также устойчивость этого состояния. Хотя, на самом деле, под такую характеристику попадает множество различных психических состояний человека, о некоторых из которых вполне можно говорить как о заболевании с медицинской точки зрения, а о других нет.
Человеческое настроение само по себе чуждо медицинской классификации, оно лишь выступает в роли своего рода свидетельства о том или ином психическом процессе, тех или иных обстоятельств бытия, и только сам человек, который переживает и чувствует, способен в конечном итоге найти смысл своего переживания, рассказать о своём страдании.
Мы с коллегами считаем, что не смотря на то, что за словом „депрессия“ скрывается множество психических расстройств и психологических проблем совершенно различной природы и требующих, соответственно, различных подходов в лечении, общим для них остаётся то, что всякий раз речь идёт о человеке страдающем, нуждающемся в помощи и ищущем её. Само по себе человеческое страдание всегда является свидетельством некоей истины, о которой знает, возможно бессознательно, только сам человек, оно не нуждается в оценке, оно нуждается в ответе.
Одним из таких „универсальных“ ответов является лекарство, и современная фармакология предлагает широкий спектр антидепрессантов. Но важно отдавать себе отчёт в том, что часто прямой ответ оказывается направленным не на устранение причины, а на следствие, другими словами антидепрессант воздействует именно на настроение человека без всякой постановки вопроса о смысле страдания. И как следствие — новая форма химической зависимости нашей эпохи, когда миллионы людей уже не могут нормально существовать в мире без постоянного употребления антидепрессантов, которые не лечат, а лишь приносят временное облегчение.
Ответ, который предлагает психоанализ, состоит в том, чтобы дать возможность рассказать человеку о своём страдании, найти его смысл и причины. Это вовсе не означает отказ от помощи, предлагаемой современной психиатрией, но попытку выстроить лечение так, чтобы речь шла именно о том излечении, которое ищет пациент, а не предлагать ему лишь облегчение.