Так называемая хроническая усталость — это симптом, который специалисты современной психиатрии и психологической практики начали выделять совсем недавно. Вкупе с ним мы можем упомянуть и целый ряд других симптомов, или «заболеваний», которые смело можно отнести к «новым», и всё по той же самой причине — именно сейчас о них начали писать и говорить. Мы стали здесь рассматривать именно хроническую усталость почти случайно, можно было бы поговорить, например, и о хроническом стрессе или… Интересно заметить, что крайне сомнительной кажется мысль, что речь идёт о чём-то действительно «новом», как бы это было в случае, скажем, появления нового штамма вируса, просто подобные состояния никогда прежде не рассматривались медициной самостоятельно, а лучше сказать изолированно. Одновременно с этим, можно сказать, что врачи всё реже стали встречаться с симптомами, которые были так характерны для начала ХХ века: почти исчезли такие яркие и «классические» для своего времени проявления, как, например, истерические параличи, или, скажем, истерическая слепота — т. е. те симптомы, на которые жаловались пациентки и пациенты на заре психоанализа. А ведь во многом благодаря именно этим «выдающимся» симптомам и возник в своё время психоанализ! В связи с этим можно задаться как минимум двумя вопросами: во-первых, почему мы наблюдаем такие изменения, а во-вторых, значит ли это, что психоанализ потерял свою актуальность, ведь те симптомы, о которых так много писал основатель психоанализа Фрейд, уже не так беспокоят человечество как раньше?
На первый вопрос ответить проще всего: то, что изменилось, так это мир, в котором мы живём. Да, спросите вы, мир, конечно, изменился, но какая связь между изменяющимся миром и болезнями человека? Для того чтобы с этим разобраться, давайте вернёмся более чем на сто лет назад, и посмотрим как Фрейд совершил своё открытие. Итак, представьте себе врача, к которому приходит пациентка, жалующаяся, скажем, на паралич ноги. Он проводит все необходимые в таком случае исследования и приходит к удивительному заключению: паралич действительно есть, а вот нарушения в теле, которые могли бы его вызвать — отсутствуют… Болезнь, при которой встречаются такие не связанные с физиологическими нарушениями телесные симптомы, называется истерией, а соответствующие симптомы — симптомами истерическими, или невротическими. От того что мы назвали это явление медицинским термином, нашей пациентке легче не стало, как же ей всё-таки помочь? Вот тут-то и появляется на научной сцене Фрейд, показавший, что пациентка страдает не столько от самого телесного недуга, сколько из-за собственных мыслей, психических процессов, которые и являются истинными причинами физического недомогания. Можно даже и так сказать: страдание физическое является проявлением психического страдания, единственное — это психическое страдание является скрытым от сознания пациента, т. е. бессознательным. Фрейд предложил лечение, заключающееся в том, чтобы дать пациенту возможность обратиться к этим бессознательным психическим процессам, разобраться в перипетиях своей душевной жизни. Он тем самым сместил акцент с телесного явления на скрывающуюся за ним психическую жизнь. Так Фрейд не только изобрёл лечение неврозов, но и показал на заключающийся в истерическом недуге тупик, в который попадали врачи: занимаясь телесным симптомом, врач игнорирует его причину, а именно психическую жизнь пациента, и чем больше внимания уделяется этому симптому, тем в большем забвении оказывается его причина, и тем сильнее оказываются движущие силы невроза.
Как вы видите, во многом само бессилие медицины помогло в своё время как Фрейду совершить своё открытие, так и самим пациентам воспользоваться новым методом лечения. Врач, который не мог вылечить недуг и который воспринимал происходящее с пациентом как что-то странное, выходящее за рамки его компетенции, способствовал тому, что и сам пациент, удивляясь происходящему с ним, задумывался о причинах болезни, начинал искать ответ в себе самом. Если угодно, пациент здесь в какой-то момент берёт на себя ответственность за свой симптом и одновременно встречает того, кто готов его услышать.
Так вот, в случае с хронической усталостью (как и со многими другими «новыми симптомами»), пациент может легко попасть в тупик… Ведь вполне логично думать, что усталость возникает от большой затраты сил, так что ни о какой загадке речь не идёт! Кроме того, человек находит в интернете соответствующее название, «хроническая усталость», понимает, что это встречается у многих, да ещё и медицина предлагает соответствующее лечение, представляющее собой прямой ответ на поставленный вопрос: раз усталость — значит отдых и поиск новых источников сил (мы, конечно, несколько упрощаем, но сути это не меняет). Такой подход предполагает особую позицию к современному человеку: не нужно думать, не нужно говорить, съешь таблетку — и продолжай своё функционирование! И правда, человеческая жизнь всё больше напоминает функцию, а человек — машину. Так возникает особая форма наркомании, которая захватывает в свои сети всё большее число людей, причём наркомания вполне официальная и приносящая немалую выгоду индустрии. Аналогия здесь вовсе не внешняя: за каждым «настоящим» наркоманом скрывается человек страдающий, но не нашедший иного выхода из своего страдания кроме как воспользоваться наркотиком, этим великим инструментом забвения, точно также и здесь: человек страдающий на самом деле душевно, принимает лекарство, которое лишает его возможности говорить о себе, думать, т. е. которое играет ту же самую психологическую роль что и настоящий наркотик.
Таким образом настоящая беда, беда «новых» симптомов — это их кажущаяся понятность, а на самом деле бессмысленность. Чуть выше мы уже сказали о том, что в этих симптомах нет ничего нового, и это правда, новым здесь является лишь словесное определение, а прежде говорили о меланхолии, о хандре, были и другие слова, позволявшие говорить о странных состояниях человеческой души. Человек якобы усталый, на самом деле ставит вопрос о месте собственного желания в бытии. Оно, это желание, перестало быть тем, что позволяет жить, получая удовольствие от жизни, и работа, повседневные дела, оказываются связанными с перманентным усилием и насилием над собой. Почему так получилось? Отчего жизнь превратилась в сплошную череду обязательств и требований, выполнение которых не приносит удовлетворения — об этом пусть нам расскажет сам пациент.
Так психоанализ предлагает обходиться с «новыми» симптомами, за ними скрывается вопрос человека, и если не идти в лоб, думая что синий цвет всегда выбирают независимые люди, а усталость всегда означает нехватку сил, то, быть может, пациент сможет задаться вопросами о тех вещах в себе, которые, возможно, никогда прежде не попадали в поле его зрения.