Луиза Андреас-Саломе — её путь в психоанализе

Луиза (Лу) Андреас-Саломе была единственной дочерью русского генерала Густава фон Саломе. Она училась в Петербурге, вначале в английской начальной школе, а потом в протестантской гимназии. В 1873 году Луиза знакомится с голландским посланником Henrik Gillot и начинает часто изучать у него теологию и религиоведение. Развиваются платонические отношения, хотя и довольно сильно эротизированные. Луиза разрывает с церковью (1877/78) и соответственно с Gillot. Она настаивает на своём желании и в сопровождении матери едет в Цюрих (1880), чтобы изучать там историю искусств и теологию. В 1881 году во время путешествия в Рим Луиза знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, дружившей с Ницше и Вагнером. У Мальвиды Луиза встречает Paul Rèe, который в очаровании от неё совместно с Ницше разрабатывает планы ménage trois (ведение домашнего хозяйства втроём). Ницше влюбляется в Луизу, в которой по его словам он находит себе «родственный мозг».

В течении апреля-октября 1882 года Ницше несколько раз встречается с Луизой, но планам о совместном проживании в Вене мешает осуществиться сильная ревность Rèe.

В 1883 году Луиза и Rèe переезжают в Берлин, где проживают вместе, не вступая в сексуальные отношения. Луиза знакомится с Тённисом (Tönnies) и Эббингхаузом. Разлука с Rèe произошла после его решения начать изучать медицину.

В 1887 году Луиза выходит замуж за ориенталиста (востоковеда) Фридриха Карла Андреаса и живёт с ним в Берлине, и опять же обходясь без половых контактов. Начинается дружба с социал-демократом и писателем Георгом Ледебоуром (Georg Ledebour). В 1890 году начинается литературная карьера Саломе. Правда, ещё в 1885 году под псевдонимом Генри Лу ею была опубликована книга «Борьба за Бога» (Im Kampf um Gott). Луиза становится членом Берлинской «Свободной народной сцены» (Freie Volksbühne) и в результате многочисленных поездок в Париж знакомится с Франком Ведекиндом (немецкий писатель и драматург, 1864-1918).

В 1895 году, в год выхода «Этюдов об истерии», Луиза посещает Вену, встречается здесь с членами «Молодой Вены» (Jung-Wien): Хофманнсталем, Шницлером, Зальтеном, Бэр-Хофманном, завязывает дружбу с Марией фон Эбнер-Эшенбах.

В доме Мари Лянге, женщины, посвятившей себя борьбе за права женщин, Луиза знакомится с Пинелем и какое-то время обитает в качестве его неофициальной жены в доме его сестры Бронции Коллер, художнице, находившейся в браке с промышленником Коллером.

С 1897 по 1901 год Луиза очень интенсивно общается с Райнером Марией Рильке, который был моложе её на 14 лет. В 1901 году Рильке женился на скульпторе Кларе Вестхофф. В этом же году у Луизы был выкидыш. Находясь в 1911 году в Швеции у Эллен Кей Луиза знакомится с невропатологом Паулем Бьерром, ярым приверженцем Фройда. Тесные отношения с молодым человеком, на 15 лет её моложе, привели к тому, что она сопровождает его в поездке в Ваймар (Германия) на 3. Международный психоаналитический конгресс. Здесь она встретила Фройда (есть факты, говорящие, что находясь в Вене она консультировалась у Фройда в 1895 году) и испытала на себе глубокое воздействие психоанализа: «Постоянно занята психоанализом и всё больше восхищаюсь поражающей фройдовской откровенностью. Я зачарована Фройдом гораздо больше, чем Бьерром. Когда избегаешь взгляда в глубины, тогда начинают возмущаться истоки» записывает Луиза в дневнике (декабрь 1911 г.)

В 1912 году Луиза посещает в Берлине Абрахама, который пришёл от неё в неописуемое восхищение: «Я хорошо познакомился с нею и должен Вам сказать, что такого истинного понимания психоанализа, доходящего до мельчайших деталей, я ещё не встречал ни у кого» так пишет Абрахам Фройду.

В сентябре 1912 года Луиза пишет Фройду о своём желании прибыть в Вену, чтобы прослушать фройдовский курс лекций (зимний семестр 1912/13, «Отдельные темы из психоаналитического учения», курс читался по субботам с 8 до 9 часов в аудитории Психиатрической клиники), а ещё Луиза просит разрешения на участие в вечерних средовых заседаниях Венского общества.

Фройд отвечает одобрительно:

«Вена IX, Берггассе 19, 1 октября 1912

Милостивая госпожа, Если Вы прибудете в Вену, то мы все будем стараться превратить для Вас в легкодоступное то немногое, что можно показать и объяснить в психоанализе. Одно только Ваше участие в Ваймарском конгрессе я истолковываю как хорошее предзнаменование.

Преданный Вам Фройд».

В сопровождении своей подруги Эллен Дельф Луиза едет в Вену и пребывает там с 25.10.1912 по 6.4.1913.

Луиза слушает фройдовские лекции, участвует в заседаниях Венского общества, и в то же время какое-то время она является гостем на четверговых вечерах у поклонников Альфреда Адлера и всё это делается с явного согласия Фройда. О первой встрече с Адлером Луиза так пишет в своём дневнике: «Он удивительно любезен и разумен. Меня раздражали только две вещи: то, что он уж слишком не по-деловому, затрагивая личность Фройда, говорил о существующих между ними несогласиях. А, кроме того, то, что он выглядел как карапуз. Словно ему так и не удалось дорасти до чего-то большего.» В Вене Луиза вела дневниковые записи, которые были опубликованы под названием «В школе Фройда». Дневник, охватывающий период с 25.10.1912 по 6.4.1913, даёт живую картину жизни и структуры «Венского психоаналитического общества», как и показывает новый «Ферайн (общество) Индивидуальной психологии». В дневнике хорошо видны способы работы и ведения дискуссий, характерные для зарождающегося психоаналитического движения. Но нельзя не заметить и своеобразие восприятия психоанализа со стороны Луизы. Психоанализ и его творец Зигмунд Фройд были довольно своеобразно поняты Луизой, от этом говорит хотя бы её первая психоаналитическая публикация, появившаяся в 1914 году в журнале «Имаго» (Imago) под названием «О типе женщины». Автор слегка прикасается в этом литературно-поэтическом сочинении к психоаналитическо-теоретическим концепциям, которые мало что добавляют к художественному видению Луизы. Зигмунд Фройд был безмерно очарован Луизой. Она входит в целый ряд высоко-интеллектуальных женщин, которые без явно эротических притязаний, были важны для жизни Фройда, а здесь мы встречаем Минну Бернайс, Эмму Экштайн, Лё (Loё) Канн (несколько лет прожившую вместе с Эрнестом Джонсом), Joan Rivière и Мари Бонапарт. Длительная переписка, продолжавшаяся вплоть до смерти Луизы, говорит о значимости интеллектуальных и духовных связей, существовавших между Фройдом и Луизой. Фройду никогда не мешало своеобразное и своевольное толкование психоаналитических концепций со стороны Луизы. Он называл её «поэтессой психоанализа», считая что сам он пишет прозу. Среди молодых мужчин Венской психоаналитической группы Луиза была больше всего очарована Виктором Тауском (1879-1919). Какое-то время у неё были с ним очень интенсивные сексуальные отношения. В венском дневнике Луизы мы встречаем рассказ о разговоре с Тауском на тему неверности, в котором Луиза открыто пытается пояснить свой тип и способ отношений с мужчинами. Неверность для Луизы не была предательством, так как она оставляла мужчину не ради другого мужчины, а очень часто ради того, чтобы вернуться к себе самой. Отношения с Тауском разорвались после завершения времени пребывания в Вене и возвращении в Гёттинген. А до того был Мюнхен с Международным психоаналитическим конгрессом. Вернувшись в Гёттинген Луиза начинает профессионально работать психоаналитиком, и не столько потому, что проявляет особый интерес к медицинской стороне психоанализа, сколько из-за страстного интереса к глубинно-психологическим проблемам. В 1923 году Фройд просит Луизу поехать в Кёнигсберг (Калининград), там она работает полгода обучающим аналитиком у пяти врачей. Это происходит в то время, когда только-только начинает формализоваться обучение психоанализу; одним из требований тут является прохождение кандидатом в психоаналитики обучающего анализа в течении длительного времени. Только конечно к случаю с Луизой это никак не относится. После возвращения из Кёнигсберга в Гёттинген Луиза начинает заниматься частной психоаналитической практикой. Кроме того ей ещё удаётся находить время для литературного творчества и написания психоаналитических статей, как например «Анальное и сексуальное» (появилась в журнале «Имаго» за 1916 год). В 1921 году выходит статья Луизы «Двойственная направленность нарцизма». К 75-летию Зигмунда Фройда Луиза публикует в Международном Психоаналитическом издательстве книжку, называющуюся «Моя благодарность Фройду; открытое письмо профессору Зигмунду Фройду на его 75-тый день рождения». В 1928 году Луиза в последний раз встречается с Фройдом (Берлин-Тегель), понимая что это прощание с ним. В «Благодарности Фройду» Луиза является не только благодарной, восхищённой ученицей. К некоторым пунктам его учения Луиза относится критически. Так у неё другое мнение относительно значения фантазирования для художественного творчества. Да и по отношению к религиозно-психологическому видению Луиза тоже приходит к другому результату, который обнаруживается в понятиях «потеря веры» и «тоска по Богу» ещё в её первой книге «Борьба за Бога». Большая часть идей о творческом процессе позаимствована Луизой из её личных разговоров с Райнер-Марией Рильке, бывшим её другом и анализантом. Этой сильно восхитившей его книге Фройд воздал должное, считая, что Саломе удался «подлинный синтез, которому вполне можно доверять. Саломе смогла коллекцию нервов, жил и сосудов, в которые превращает наше тело аналитический нож, вновь превратить в живой организм».

В одном из писем к Рильке Луиза пишет: «»психоаналитическая работа приносит мне такое огромное счастье, что я не смогла бы от неё отказаться, даже имея миллиард».

После тяжёлой операции Андреаса, Луиза посещает его в больнице. И тут между ними происходит примирение и возобновление отношений. После смерти Андреаса и Рильке Луиза начинает испытывать всё большее одиночество. Последняя книга Луизы «Взгляд на жизнь» возникает в эти годы. Книга особенно ярко показывает характерный для Луизы тёмный, мистический стиль, которым она скорее всё затуманивает, чем проясняет.

В «Благодарности Фройду» Луиза пишет о том, что именно в определённом смысле является её жизненной парадигмой: «Ах, жизнь человека! Жизнь вообще есть творчество. Сами не замечая того, мы живём ею, день за днём проходят перед нами словно пьеса за пьесой, но проживаем мы нашу жизнь в неприкосновенной целостности, точнее, жизнь творит нас».

Перевод сделан по книге Харальда Лойпольда-Лёвенталя «Справочник по психоанализу» (Вена, 1986), стр. 53-56.