Отец Гроддека был врачом, Георг был младшим из пяти детей. После интерната Георг изучал медицину в Берлинском университете. Он ориентировался прежде всего на Эрнста Швенингера, личного врача Бисмарка, бывшего в определённом смысле медиком-диссидентом. В 1889 Гроддек получил степень доктора медицины. В 1889-97 гг. Гроддек был армейским врачом. После увольнения Гроддек женится на разведённой женщине с двумя маленькими детьми и поселяется в Баден-Бадене, где становится главным врачом небольшого санатория, основанного Швенингером. Сестра Лена, которая тесно была связана с Георгом в детстве тоже переехала в Баден-Баден и помогала в санатории. Позднее Георг скажет о ней, что она помогла ему понять бисексуальную природу и зависть мужчины к беременности, как и то, что для хорошего целителя необходимо играть обе роли: отца и матери. В 1903 у Гроддека уже было много публикаций, частично это были работы, напечатанные совместно с Швенингером, затем работы об эстетике, эссе, романы, литературная критика и много ещё чего. Но от любой из них Гроддек быстро начинал скучать. В 1909, леча пациента, Гроддек открыл важность символизации психических конфликтов в соматических симптомах, а также стал признавать значимость сексуальности и вытеснения. В 1913 Гроддек познакомился с книгами Фройда «Психопатология обыденной жизни» и «Толкование снов». Гроддек писал Фройду, что его книги настолько потрясли его,
«что я, несмотря на понимание того, что буду лишён необычайного обогащения моих знаний и жизни, ни одну из этих книг не дочитал до конца».
После вступления в письменный контакт с Фройдом Гроддек публикует в 1917 году работу «Психическая обусловленность и психоаналитическое лечение соматических заболеваний». Представленный в ней подход можно рассматривать как первое изложение психосоматики. На вопрос, который задал ему Гроддек в одном из писем (1917), может ли он быть членом Берлинского психоаналитического общества, Фройд отвечает с полным одобрением: «Заметно, что вы неотложно добиваетесь от меня официального подтверждения, что Вы не являетесь психоаналитиком, что Вы не являетесь приверженцем психоанализа, а представляете из себя нечто Особое, Самостоятельное. Очевидно, Вам доставит большое удовольствие, если я оттолкну Вас от себя, от группы, в которой находятся Адлер, Юнг и другие. Но я не собираюсь этого делать, я многого ожидаю от Вас, и могу с полным правом утверждать, что Вы являетесь великолепным психоаналитиком, полностью разобравшимся в сути дела. Тот, кто знает, что узловыми пунктами психоаналитического лечения являются перенос и сопротивление, тот оказывается на вечные времена принадлежащим нашей дикой орде».
В 1920 году по просьбе Фройда Гроддек становится членом Берлинского психоаналитического общества. На психоаналитическом конгрессе 1920 года в Гааге Гроддек проявил себя как Enfant terrible, начав свой доклад словами: «Я дикий аналитик».
Написанный Гроддеком в 1919 году роман «Искатель душ» был отклонён многими издательствами. Тогда Гроддек посылает роман Фройду, который посоветовал издать роман в Международном Психоаналитическом издательстве. В 1921 году Гроддек начал писать свой самый главный труд «Книгу об Оно», который вышел в 1923 году. Книга состоит из серии писем, а в качестве автора числится Patrick Toll. Не вызывает никаких сомнений, что это близкий родственник Томаса Вельтляйна из романа «Искатель душ». Фройд был очарован «Книгой об Оно» и энергично защищал Гроддека от критики из рядов своих приверженцев. Фройд находил, что в книге Гроддека обнаруживается сходство с его новейшими идеями. В письме Гроддеку Фройд писал: «А кроме этого Ваш труд приоткрывает теоретически значимую точку зрения, которую я собираюсь подхватить в моей будущей книге «Сфера Я и сфера Оно»».
Хотя Гроддек и был единственным аналитиком, воззрения которого оказали на Фройда определённое влияние, невозможно поверить в то, что гроддековское понятия Оно тождественно фройдовской психической инстанции Оно. По мнению Гроддека человек живёт посредством Оно. «Объектом лечения является не только психика больного человека, но и его Оно, то есть, интеграция его психической и физической конституции, тот мир, которым пациент является, его микрокосмос».
Болезнь по мнению Гроддека существует только постольку, поскольку она является проявлением всей личности человека, а именно его Оно. То есть, по взглядам Гроддека болезнь всегда является средством самовыражения. Так, например, он говорил:
«Как Вам хорошо известно, я постоянный всезнайка. Когда мне говорят о пресловутых корках от апельсинов, разбросанных повсюду несмотря на предписания полицейских, из-за которых фрау Лянге сломала руку, то я задаюсь вопросом: “Зачем же Вам нужно было поломать руку?”. А когда мне кто-либо рассказывает, что господин Тайнер вчера опять принял морфий, так как не мог заснуть, то я бы спросил господина Тайнера: «Каким образом, почему вчера мысль о морфии стала настолько сильной, что Вы не могли заснуть, чтобы не принять морфий?” До сих пор мне всегда удавалось находить ответы на подобного рода вопросы, да они и не настолько уж сложны. Все вещи имеют две стороны, то есть их можно рассматривать с двух сторон. Если затратить немного усилий, то повсюду можно найти как внешнюю, так и внутреннюю причину тайн жизни».
При лечении пациентов санатория Гроддек пытался интерпретировать язык внешних симптомов и клинические проявления посредством скрытого языка Оно. В «Книге об Оно» мы найдём целую серию идей, на переднем плане которых подчёркивается роль жены и матери. Да и зависти мужчин к беременности, возможности рожать Гроддек уделял большое внимание. Особое значение для Гроддека имели символы. Бессознательное проявляет себя символами. Значение матери видно уже потому, что каждый человек является ребёнком, а учитывание материнского переноса только и делает понятными клинические случаи. Шандор Ференци был под особенно большим влиянием идей Гроддека и частенько проводил отпуск в его санатории, куда брал и некоторых своих пациентов. После смерти Ференци в мае 1933 его вдова писала Лу Андреас-Саломе: «Единственным, кто мог бы его спасти, был Гроддек». В письме вдове Гроддек писал, что он не думает, что ему такое удалось бы. Друзья (Гроддек и Ференци) понимали, что Ференци слишком отстал на пути Гроддека к звёздам, да Ференци к тому же и не желал сопровождать друга.
В 1925-27 гг. Гроддек издавал частный журнал «Ковчег» (Die Arche), в котором опубликовал некоторые из своих статей; например, «Оно и психоанализ» (1925), в которой описывает психоаналитический конгресс в Хомбурге. Хотя Гроддек присутствовал на нём всего 9 часов, он с юмором и сатирой рассказывает о нём и даже приводит доклад, который он бы мог прочитать на конгрессе, но не прочитал. В непрочитанном докладе содержится идея, имеющая большое значение: «Несколькими словами я хотел бы ещё обратиться к не-психоаналитикам. Не кажется ли Вам, считающим себя редкостно самодостаточными и полностью завершёнными в качестве специалистов, что пришло время, присоединить хирургию, специальности окулиста, отоларинголога, кожника, дерматолога и венеролога рабочему полю психоанализа. Я убеждён, что от этого выиграют все, в том числе и психоаналитики, формируя учение о неврозах и психосоматику на твёрдой научной почве».
Последняя книга Гроддека появилась в 1933 году и называется «Человек как символ». Здесь Гроддек обращается к искусству, болезни и отношению людей к символам. И вновь мы встречаемся с идей, что человек соткан из символических процессов.
Гроддек не верил, что Гитлер антисемит. Гроддек был прочно убеждён, что если бы ему удалось побеседовать с Гитлером, то он мог бы устранить его ошибки в мышлении. В 1934 национал-социалисты заинтересовались Гроддеком и хотели его арестовать, так как он писал «фюреру» безумные письма. К счастью Фриде Фромм-Райхманн удалось добиться приглашения Гроддека для чтения докладов в Швейцарском Психоаналитическом обществе. В Цюрихе тяжёлая болезнь заставила Гроддека обратиться в санаторий М. Боса. Там Гроддек вскоре умер.
Конечно, для жёстких рамок психоаналитического движения Гроддек был аутсайдером, человеком, не признававшим границ, которому не просто так было адаптироваться к рамкам международной психоаналитической организации. Огромное влияние Гроддек оказал на писателей: Генри Миллера, W.H. Auden, Lawrence Durrell. Фройд писал Гроддеку:
«Что бы Вы не писали, для меня всегда представляет большой интерес, даже если в отдельных деталях я не согласен с Вами».
Тесная дружба связывала Гроддека с Ференци и Хайнрихом Менгом. Многочисленные контакты с ним были и у Балинта, Хорни, Эрнста Зиммеля и Фриды Фромм-Райхманн, на каждого из которых Гроддек оказал влияние.
В 1926 году Эрнст Зиммель назвал Гроддека «фанатиком искусства исцелять»: «Дикая неординарность Гроддека оказывается ещё и мужеством реализовывать свои цели, то есть искать неподкупную истину, олицетворением которой для него был Фройд».
Наследие Гроддека не осталось в забытье. В Германии существует