Задержки речевого развития

Обращение к лакановскому психоанализу в случае проблем со способностью говорить уместно, т.к. Жак Лакан в течение всей своей жизни изучал человеческую речь и ее особенности. Именно ему принадлежат наиболее крупные для 20 века открытия в этой области. Это изучение не было чисто теоретическим, но исходило из практики, в том числе и из практики работы с детьми, чья способность говорить, подвержена тем или иным нарушениям.

Трудности бывают действительно разные, и разбору каждого вида нужно посвящать отдельную статью. Здесь мы ограничимся общей информацией.

Во-первых стоит отметить,что речь — это „вещь“ чрезвычайно многосторонняя. В речевом акте задействовано сразу несколько „измерений“. Это и „материальная“ сторона речи (т.е. слова) и смысловая, т.е. способность порождать смысл; и голос. Кроме того человеческий подход к использованию речи, так же разнообразен : от передачи информации, от игры со смыслами в поэзии и остроумии до материализации речи в теле (например при нанесении татуировки), или наоборот подчинения тела речевым законам (как например телесные симптомы в истерии) и вплоть до детского лепета, как особого языка, который связан скорее не со смыслом, а с удовольствием. В связи с чем мы вынуждены признать, что не существует общего диагноза: задержка речевого развития. Но говорить здесь нужно во множественном числе. Другими словами, когда к психоаналитику адресуют человека с подобными проблемами, то первым делом он устанавливает как именно в данном конкретном случае расшифровывается фраза: „задержка или нарушение речевого развития“.

Кроме того, стоит отметить, что слово „задержка развития“ подразумевает существование некоей нормы или эталона речевого развития для того или иного возраста. Норма — это то, что „преподает“ субъекту общество (к примеру школа). И таким образом „норма“ — это один из способов быть включенным в это общество, а ее отсутствие чревато для субъекта риском выпадения. Другими словами речь, в том числе идет и о задержке развития общества, т.к. это его „недоразвитость“ зачастую не оставляет возможностей для существования чего-то уникального.

Тем не менее обращение к психоаналитику — это не обращение к политику. Т.е. это не обращение с просьбой сделать общество более развитым. Это скорее обращение, которое случается, когда что-то куда-то не вписывается, когда что-то выпадает из категорий всеобщего. С точки зрения этики и теории психоанализа, речь идет не о задержке развития, но об особенности человека, необычном или странном повороте жизненного пути, т.е. о его отличии, но не в терминах нормы. Ибо норма, как уже было сказано — это способ неразвитого общества описывать то, что оно не понимает, т.е.другими словами: способ всеобщего делать суждение о частном.

Ребенок не говорит, ребенок перестал говорить, ребенок говорит мало или неверно пользуется языком — все это симптомы, за которыми могут стоять совершенно разные структуры. Другими словами всегда нужно задаваться вопросом: когда ребенок не говорит, то как именно он не говорит?

В измерении смысла мы к примеру можем наблюдать что-то вроде путаницы. Т.е. неправильное с точки зрения языка использование слов. Например, когда одна девочка путала род, т.е. „он“ называла „она“ и наоборот. В измерении голоса мы встречаем уже другие феномены. Так например в аутизме, когда речь ребенком для обозначения смыслов практически не используется, тем не менее присутствует такое измерение как голос. Стоит отметить, что голос в аутизме — это сложная тема, которая требует гораздо более подробного разбора и описания, чем можно позволить себе в этой статье.

Или же речь может стать для субъекта чем-то слишком настоящим, слишком живым — и тогда он может начать воспринимать все фразы буквально и однозначно. Как один мальчик, которого спросили „Ты что язык проглотил?“, страшно испугался и побежал к зеркалу искать язык. Так же особенность может касаться самого акта высказывания, как при заикании и. т.д.

Исходя из частного, присущего данному субъекту способа выстраивать отношения с речью и языком, психоаналитик выбирает стратегию лечения. Этих стратегий несколько, все зависит от того к какому из измерений речи относится нарушение.

Стоит отметить важное отличие психоаналитического подхода: психоаналитик, как мы уже сказали — это не политик, но это и не педагог. Психоаналитическая работа отличается, таким образом, от работы репетитора по изучению языка. Особенность позиции репетитора в том, что он, имея уже готовый язык, старается „поместить“ его в ученика. Он движется от простого к сложному — от звуков к фонемам, от фонем к словам и фразам.

Психоаналитик же занят скорее не тем, чтобы язык привить, но тем, чтобы его пробудить. Потому как нечто привитое — это нечто внешнее, нечто что может, как в случае аутизма, начать носить характер принуждения, которому ребенок сопротивляется. А человеческая способность говорить, отличается от цитирования, пусть и уместного. Т.к. говорить — значит совершать акт, который исходит от субъекта, а не от кого-то другого. В этом и состоят этические ориентиры психоаналитического подхода к лечению речевых расстройств.

Добавить комментарий