«Маленьким Хансом» называют пациента, о котором Фройд рассказал в 1909 году в истории болезни, называющейся «Анализ фобии пятилетнего мальчика». А до этого, в 1907 году, в открытом письме доктору М. Фюрсту, письме называвшемуся «К вопросу сексуального просвещения детей» и напечатанном в журнале «Социальная медицина и гигиена», Фройд сообщил о некоторых фактах из истории болезни ребёнка. Да и в статье «О инфантильной теории сексуальности» (1908) этот пациент тоже выступает в качестве примера. Там написано следующее: «Недавно я встретил неопровержимое доказательство одной идеи, на следы которой я набрёл уже давно, проводя психоанализ со взрослыми людьми. На этот раз анализ с пятилетним ребёнком проводил его отец, который и позволил мне опубликовать материал лечения. Теперь я знаю, что изменения матери, связанные с беременностью, не остаются вне поля зорких глаз ребёнка. Дети превосходно подготовлены к тому, чтобы чуть позднее совершенно верно связать увеличение объёма матери с появлением ребёнка». Вначале (1907) маленький пациент назывался своим действительным именем Херберт. А в более поздних публикациях был «окрещён» новым именем Ханс.
Херберт был сыном Макса Графа, учёного-музыковеда и музыкального критика, бывшего в 1903-15 годах членом Венского Психоаналитического общества. Мальчик страдал от фобии животных, не мог оставлять дом из-за страха быть укушенным лошадью.
Анализ проводился не самим Фройдом, а отцом ребёнка, постоянно консультировавшегося с Фройдом. Фройд опубликовал стенографический протокол лечения со своими собственными комментариями. Для Фройда было важно привести доказательства истинности своих гипотез о существовании инфантильной сексуальности не только посредством лечения взрослых людей, в работе с которыми послойно вскрывается психический материал, но и более прямыми наблюдениями за детьми. Случай маленького Ханса оказался первой попыткой проведения психоаналитического лечения ребёнка. Хотя это и не повлекло за собой создание концепции детского анализа. Для Фройда история болезни Ханса прежде всего была значима как подтверждение теории фобий, которую он создал в работе со взрослыми пациентам, о чём Фройд и пишет под конец книги «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Успех лечения маленького Ханса Фройд приписывал тому, что маленькому Хансу помог не только профессионализм, но и интеграция в одной личности отцовского и медицинского авторитета, «совпадение заботливого отцовского интереса с научным любопытством у одного и того же лица; а это уже привело к эффективному использованию психоаналитического метода, что вряд ли бы удалось при других обстоятельствах».
Спустя 14 лет Фройд ещё один раз встретился с маленьким Хансом. Молодой мужчина представился Фройду словами: «Я маленький Ханс». В беседе обнаружилось, что даже намёки на переживания в анализе полностью отсутствовали у прежнего маленького пациента. Сохранилось только смутное воспоминание о отпуске в Гмундене, где вспыхнул невроз. В эпикризе истории болезни маленького Ханса мы встречаем мысли о значении анализа: «Психоанализ нельзя назвать нетенденциозным, научным исследованием, это прежде всего терапевтическая техника. Он не пытается что-либо доказать, так как цель психоанализа добиться хотя бы небольших изменений». Такие взгляды Фройда 1909 года стоят в кричащем противоречии с его более поздними идеями о том, что психоанализ является беспартийным инструментом, сравнимым с математическими счётными операциями.