Анально-садистическая фаза в жизни человека

Фаза развития либидо между вторым и третьим годом жизни ребёнка, в которой главными источниками инфантильного наслаждения являются анальный регион и процессы дефекации. В этой фазе на переднем плане воспитательных усилий находится процесс приучения к чистоте и туалету. Для детского развития Я это фаза, в котором на переднем плане стоит овладение господством над своим собственным телом, особенно над сфинктером, а также контроль над импульсами влечений.

В объект-отношениях, характерных для этой фазы, двойственность Отдавания и Удерживания играет особенно большую роль; фекалии рассматриваются ребёнком в качестве необычайно ценного продукта, который можно преподносить как дар или удерживать для себя. Ещё в 1908 году (статья «Характер и анальная эротика») Фройд связал с этой догенитальной фазой так называемые анальные черты: любовь к порядку, бережливость, упрямство и педантичность. В 1924 году Абрахам («Очерк развития либидо на основе психоанализа психических расстройств». «Новые работы по психоанализу», IPV, Вена) описал две ступени анальной фазы. На первой степени анально-эротические стремления связаны с опустошением (выталкиванием), часть влечения, садистически направленного на объект, стремится разрушить объект, а на второй стремления связаны с удерживанием, то есть с овладением объектом. В статье «О преобразованиях, которым подвергаются влечения, и особенно об анальной эротике» (1916) Фройд описал символические уравнения, характерные для бессознательной сферы: кал деньги подарок и кал ребёнок пенис:

«Вербальное свидетельство идентичности ребёнка и кала мы находим в следующем выражении: получить в подарок ребёнка. Кал действительно является первым подарком, частью нашего тела, от которого ребёнок отделяется только после уговоров со стороны любимой персоны; дарением кала ребёнок без всяких лишних просьб признаётся этой персоне в своей нежности, так как чужого человека ребёнок как правда не вымазывает (Что-то схожее, хотя и не столь интенсивно, происходит и с уриной)».