В своём докладе на Нюрнбергском Международном Психоаналитическом конгрессе в 1910 году Фройд затронул нововведения в технику, то, что касалось личности самого врача. «Мы вынуждены были обратить внимание на «контрперенос», который появляется у врача в результате воздействия пациента на бессознательные чувства врача. Мы не далеки от признания того, что вскоре будет необходимо требовать от врача, чтобы он знал в себе этот контрперенос и умел с ним справляться». Аналогично концепции переноса со стороны пациента речь в контрпереносе идёт о чувствах и установках аналитика по отношению к пациенту, которые осознаются аналитиком лишь частично и легко проявляются в психоаналитическом процессе. То есть, как и в переносе пациента, речь здесь идёт о смещении установок и чувств, коренящихся в далёком прошлом и в давних событиях, только берутся они теперь из жизни аналитика.
Если перенос чуть ли не всегда рассматривался в качестве важнейшего инструмента в лечении пациентов, то факт существования контрпереноса долгое время считался чем-то отрицательным, препятствием на пути успешной работы психоаналитика. Естественно, так оно и есть, поскольку в реакциях и чувствах контрпереноса речь будет идти о переносе психоаналитика на пациента. Потому одной из главных целей обучающего анализа (как существенной части психоаналитического образования) является проработка будущим аналитиком своих бессознательных конфликтов и стремлений, причём в столь большой степени, чтобы позже они не сказывались отрицательно на аналитической работе с пациентами.
В своё время Паула Хайманн (1950) указала на то, что кроме всего прочего контрперенос является чем-то таким, что пациенту удаётся воссоздать в аналитике, причём никакого влияния прошлая жизнь самого аналитика на это не имеет. Такие формы чувств и реакций контрпереноса являются для психоаналитика ценными индикаторами того, что именно происходит как с самим пациентом, так и непосредственно на аналитическом сеансе. В этом смысле концепция контрпереноса оказалась намного более широкой, чем традиционно принятая. Но как бы ни подходили к проблеме контрпереноса, к важнейшим техническим задачам психоаналитика во время проведения им психоаналитических сеансов относится умение концентрироваться на своих собственных реакциях и чувствах контрпереноса. —