Что такое „любовь с первого взгляда“? Как она возникает? Что успевает разглядеть в человеке этот „первый взгляд“ за считанные секунды?
В фильме „Крестный отец“ Майкл герой Аль Пачино смотрит на незнакомую девушку, которая возвращается с подругами под полуденным солнцем в деревню. Пока что он с ней и словом не перемолвился. Однако, когда ее отец-трактирщик отвечает „Забудь“ на просьбу назвать имя девушки, Майкл тут же решает на ней жениться.
Чем поразила Майкла эта прелестная дикарка? Красотой? Быть может, за эти секунды он разглядел ее душу, распознал характер или решил, что она похожа на него самого?
Неосознанный выбор
Психоаналитики, которые знают о существовании у нас подсознательных (или бессознательных) желаний, говорят, что с первого взгляда мы влюбляемся не в реального живого человека, стоящего в тот момент перед нами, а в образ „возлюбленного“, который сложился и существует у нас в воображении на данный момент.
Стоит реальному человеку в чем-то совпасть с этим образом — и мы влюблены. При этом идеал, рожденный нашим подсознанием, как вуаль, закрывает от нас то, каким на самом деле является этот человек. Мы не знаем объекта нашей любви, причем бессознательно боимся, не хотим обладать этим знанием, потому что объект этот может оказаться совсем не таким, каким мы его представляли. Он даже точно не такой.
Влюбляться с первого взгляда больше свойственно молодому поколению. Часто это еще и похоже на поклонение, платоническую любовь без примеси сексуальности. Так девушки влюбляются в кинозвезд, которых легко боготворить именно потому, что они являются недосягаемыми. Но что делать с этим кумиром, абсолютом, если приблизиться к нему? Сложно представить, что такая любовь будет иметь продолжение.
Образ рисует мама
Как образ совершенства возникает в воображении? Психоаналитики считают, что у мальчиков он носит черты матери, у девочек — отца. Тех, кто имеет представление о теории Фрейда, это не удивляет, хотя, как правило, такое объяснение воспринимается слишком буквально.
Дело в том, что речь отнюдь не идет о сходстве внешнем. Напротив, оно может проявляться во второстепенных мелочах: интонациях, пластике движений, или даже в стремлении к чему-то, жизненных целях, мечтах. К сожалению, разложить по полочкам все детали и объяснить себе, что это был за штрих, черта, которая заставила остановить взгляд именно на данном человеке, практически невозможно. Такой выбор совершается без участия сознания, он свободен от процессов анализа, синтеза и прочих логических шагов.
Кто под вуалью?
Любовь с первого взгляда чаще всего бесплодна и не дает жизнь долгим отношениям. Дон Жуан, который влюбляется то в одну, то в другую женщину с первого взгляда, в эти моменты готов жизнь положить, чтобы добиться внимания возлюбленной. Однако, получив ее благосклонность, он сразу теряет к ней интерес, ведь за вуалью прячется не желанный образ, не абсолют, а незнакомая женщина, понять тело и душу которой герой не хочет. В дальнейшем, новые погони за миражом рождают новые разочарования.
Редкий случай, когда любовь с первого взгляда может кончиться хорошо, возможен тогда, когда такая любовь станет лишь первым толчком для знакомства, поводом, чтобы подойти к человеку, заговорить. Затем вуаль придется снять и найти в себе мужество увидеть того, кто скрывался под ней, принять его, и, быть может, полюбить.
Кстати
Психоаналитики утверждают, что чем больше мы любим человека, тем сложнее нам удовлетворить с ним наши сексуальные желания. Однако любовь обречена на неудачу, если желание в ней не участвует.