Europsycenter
Phone  +7 (495) 99 164 99
Phone  +7 (495) 99 164 99
Email  info@europsycenter.ru

Рисунки детей, больных шизофренией

Рисование можно смело назвать интернациональным языком. Оно помогает не только раскрыть себя, выразить свои чувства и эмоции, но и помочь в диагностировании и лечении шизофрении.

Изучение творчества людей больных шизофренией – это существенный вспомогательный метод исследования клиники этой болезни. К анализу детского творчества прибегают уже не первое десятилетие психологи, дефектологи, психоневрологи, педиатры. Оно помогает проникнуть во внутренний мир ребенка, увидеть его переживания, заметить характерные тенденции того или иного заболевания.

Не смотря на то, что отечественные специалисты не проводили исследований в этой области, в работах многих зарубежных ученых можно найти характерные черты, которые свойственны творчеству людей больных шизофренией.

Выявление патологии по рисунку – занятие довольно сложное. Более того, одних рисунков совершенно не достаточно, чтобы диагностировать шизофрению. Однако именно детский рисунок может стать тем сигналом, который обратит внимание родителей на проблемы с психикой ребенка.

Считается, что лучшим рисунком для изучения является свободный рисунок, когда больной рисует именно то, что ему хочется, а не то, что сказано в задании.

Карпов П. И. делит рисунки детей с шизофренией на несколько классов:

- символические;

- стереотипные;

- с разрывом «ассоциативного аппарата»;

- с невыясненными формами.

На символических рисунках ребенок зашифровывает изображения известным только ему способом. Такой шифр остается загадкой для окружающих, а иногда и автор рисунка не может его понять. Стереотипность рисунков проявляется в их постоянном повторении из года в год – он рисует одни и те же образы и объекты. Рисунки с разрывом «ассоциативного аппарата» можно узнать по отсутствию связей между составными частями изображаемого объекта. Например, изображая собаку, ребенок может рисовать все части тела по отдельности, некоторые на отдельных листах. Рисунки с невыясненными формами имеют вид разнообразных деталей, не связанных между собой. Чаще всего это незаконченные изображения с неясно очерченными объектами и штрихами неопределенной формы. Известно также, что больные дети более охотно рисуют животных, однако эти животные имеют странный вид и форму, которая не встречается в действительности.

Творчеству людей, больных шизофренией, характерна монотонность, бесформенность, включение странных элементов. Их работы лишены истинной динамики и движения, а действие происходит всегда в отрыве от реальности.

Важной чертой работ людей с шизофренией является то, что они творят только для себя. Они никогда не думают о том, будет ли понятна их работа окружающим и даже не всегда смогут объяснить, что нарисовано на картине. При этом сюжет одной картины может «проникать» в другую – так называемое явление агглютинации.

Наблюдая за картинами человека, довольно легко можно понять, когда у него начинается психоз, обострение болезни и спад ее симптомов. Каждый новый этап характеризуется изменениями стиля рисунка, цветовой гаммы, сюжетов, а также частоты рисования.

Часто в рисунках больных шизофренией доминируют геометрические фигуры. Если же больной пребывает в парафренном состоянии, то в рисунках отражается объект, с которым человек себя отождествляет или которого боится. Например, если ребенок отождествляет себя с кроликом, то в рисунках у него будет тематика кроликов, а если у ребенка параноидная форма шизофрении, то в его рисунках будет отображен объект его страхов.

Некоторые ученые отводят важную роль не только изображенному на рисунке, но и расположению предметов на нем, особенностям поз и лиц людей или других существ. Люди больные шизофренией изображают искаженные фигуры и абсурдные черты лица. Если на рисунке отсутствуют одушевленные предметы – это признак негативистических явлений. Изоляция центрального объекта от всех остальных свидетельствует об отчужденности, изобилие орнаментов говорит об эмоциональных нарушениях, сказочные персонажи – утрата связи с реальностью.

Важно обращать внимание и на интенсивность давления карандаша на бумагу, на характер линий. Для шизофрении характерна прерывистость линий. Сильное нажатие карандаша говорит об агрессии и беспокойстве, слабое – об эмоциональной бедности.

Многие врачи говорят о том, что на рисунках людей с шизофренией отсутствует движение. Рисунки эти статичны, не живые, в чем-то похожи на творчество первобытных людей, нередко присутствует амбивалентность.

В рисунках часто используется наслоение предметов, перегрузка графическими образами, включение элементов письма, диспропорция фигур. Это все может сочетаться с большим количеством орнаментов, геометрических фигур, механизмов.

Очень многое в рисунках больных шизофренией зависит от возраста возникновения болезни. Для детей и подростков характерны отсутствие перспективы, слабая связь содержания рисунка и действительности, стереотипность, что является следствием более глубоких изменений психики. В творчестве взрослых людей отчетливо прослеживается символизм изображаемого.

Многие специалисты утверждают, что стремление больных шизофренией к рисованию – это показатель того, что в работу включаются компенсаторные механизмы. На основании рисунков больных можно судить об их общей адаптации. Стремление к рисованию – это попытки оформить и упорядочить свой внутренний мир. Более того, рисование помогает человеку утвердиться в реальности и выйти из состояния обособленности. Стоит также обратить внимание на тот факт, что не которые дети в острой фазе шизофренического процесса могут вовсе не рисовать, а просто много говорить. В таком случае речь является альтернативой творчеству и тоже способствует оформлению внутренних переживаний.