Europsycenter
Phone  +7 (495) 99 164 99
Phone  +7 (495) 99 164 99
Email  info@europsycenter.ru

Дисграфия - проблемы письма и их решение

Дисграфия – это специфическое нарушение письма у детей.

Это заболевание, при котором дети с трудом овладевают письменной речью, и в будущем ситуация не меняется – они с трудом могут составить поздравительную открытку или написать несколько предложений о себе в резюме. Часто дети путают похожие по начертанию буквы «Э» и «З», «Ь» и «Р» и так далее. Обычно, при подобных проблемах таких детей отправляют к психологу, хотя на самом деле они нуждаются в работе с логопедом.

Причин возникновения дисграфии великое множество. Это и тяжелая беременность и роды, недостаток речевого общения в семье, билингвизм, неправильная речь окружающих, а также унаследование качественной незрелости головного мозга в его отдельных зонах.

Существует несколько форм дисграфии:

- артикуляторно-акустическая. Развивается у ребенка, который имеет нарушение звукопроизношения, и которое отражается и на письме. То есть пишет так, как произносит. Это форма дисграфии устраняется в первую очередь исправлением звукопроизношения и устной речи, и только после этого идет работа с письменной речью.

- акустическая. Проявляется в виде замены букв на фонетически близкие – ж-ш, б-п, д-т и другие.

- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В данном случае ребенку свойственно пропускать звуки и буквы, не дописывать слова, писать лишние буквы в словах, переставлять слоги и буквы в словах местами. Это самая распространенная форма дисграфии.

- аграмматическая. Этот вид дисграфии проявляется примерно в 3м классе, когда ребенок вплотную подходит к изучению грамматики. Характерной чертой развития аграмматической дисграфии является тот факт, что ребенок испытывает трудности с изменением слов по падежам, родам и числам. Поэтому на письме слова не согласованы, имеют неправильные окончания (красивый сумка, высокие дерево).

- оптическая. Оптическая дисграфия характеризуется неумением ребенка улавливать тонкие отличия между буквами. Развивается вследствие недостаточно сформированных зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

В группу риска возникновения дисграфии довольно часто попадают и те дети, которые чересчур рано были отданы в школу. Ведь очень раннее обучение грамоте, когда ребенок психологически еще не готов к этому, ведет к развитию дисграфии и дислексии. Также в группе риска дети, в семье которых разговаривают на двух и более языках. Особое внимание необходимо также уделять детям, которые ранее уже занимались с логопедом, имеют проблемы с памятью и вниманием, левшам и переученным правшам. Ну а чтобы выявить дисграфию, необходимо просто проверять домашнее задание ребенка, обращать внимание на его ошибки и обязательно общаться с ним о том, что ему нравится и не нравится в школе. Возможно, нелюбовь к письму связанна именно с проблемами, которые являются симптомами дисграфии.